Иеросхимонах Рафаил. Объединение церквей

Иеросхимонах Рафаил. Объединение церквей

«Монахи на Афоне недавно выступили против нашего Патриарха. Как относиться к его заявлению об объедении церквей? Я, может, не хочу объединяться с католиками», — интересуется Иулия 

Как относиться к слухам об объединении церквей и недавним заявлениям иеросхимонаха Рафаила (Берестова) о наших архипастырях и Патриархе: «Нужно подобное отсекать? Быть равнодушным? Или молчать?» — спрашивает Ирина. 

На вопросы наших читателей отвечает игумен Алексий (Ермолаев), наместник Свято-Троицкого Селенгинского мужского монастыря: 

Об иеросхимонахе Рафаиле (Берестове) имеют место два совершенно противоположных мнения. Одни называют его старцем нашего времени, отзываются о нём, как о подвижнике высокой духовной жизни, даже прозорливом человеке. Другие считают, что он человек, у которого есть некоторые нарушения психики; что его используют для каких-то политических или псевдорелигиозных целей недостойные люди, которые пользуются его слабостью, доверчивостью и таким простым устроением. 

Я думаю, что имеет место какая-то середина в этих оценках. Я думаю, что, с одной стороны, не стоит относиться к батюшке Рафаилу как к духоносному старцу, а с другой стороны, смотреть на всё, что он говорит и делает, с позиций критицизма. В чем-то он прав, в чём-то чрезмерно категоричен; а где-то, действительно, имеет место некоторая душевная слабость предболезненность, дающая свои плоды. Хотя, конечно, все мы имеем различные слабости и недостатки 

Говоря о вопросе возможного объединения Православия и католицизма, нужно сказать, что их объединение принципиально невозможно, и быть не должно ни в коем случае. Христианские догматы, которые весьма искажены в католицизме, это не просто какой-то богословский взгляд или система взглядов. Догматы — это фундамент веры. Если фундамент имеет разрушение или серьезную кривизну, то и стены этого здания будут кривыми и готовыми упасть. «Филиокве», или ложное учение об исхождении Святого Духа от Сына, как и от Отца, беспорочное зачатие Божьей Матери, примат Папы Римского и многое другое из ложных католических богословских мудрований дает людям совершенно другую веру, другое вероучение. А от этого вероучения и другую духовную жизнь, отличную от православной. 

Достаточно сказать о католической аскетике, которая приводит к мечтательному, чувственному разгорячению, духовной прелести их «подвижников». «Да буду одержим любовью; да вознесуся превыше самого себя в безмерном ее распалении и исступленииВо время посещения благодати помышляй, сколь ты бываешь беден, когда она тебя оставляет… Душа, любящая Бога, презирает все, что ниже Его», — писал католический мистик Фома Кемпийский в своей книге «О подражании Христу». Святитель Игнатий (Брянчанинов) на подобное велеречие Фомы отвечает: «Дерзость этого напыщенного велеречия и пустословия наводит ужас и глубокую печаль на душу, воспитанную учением Православной Церкви. Устранено тут покаяние, устранено сокрушение духа: тут решительное стремление к ближайшему и теснейшему соединению с Богом… Противоположно это настроение настроению, которое преподает Св. Восточная Церковь своим чадам». (По книге: Максим Бобков. Ложность католических представлений об аскетике. Сергиев Посад, 2006) 

Взгляды Фомы Кемпийского и других католических святых на духовную жизнь, как мы видим, совершенно отличаются от взглядов на духовную жизнь святых Православной Церкви. Аскетика у католиков совершенно другая, чем аскетика у православных. Ибо сама аскетика всегда находится в самой неразрывной связи с вероучением. В основе подвига католических святых лежали тщеславие и гордость, а подвига православных святых — глубокое смирение. Жизнь и подвиг православных святых основывались на православном вероучении — неповрежденном, принятом от самих апостолов Христовых; вероучении, которое не имеет уклонения от решений семи Вселенских соборов, твердо держится преданий Святых отцов. А Святые отцы для нашего народа всегда были маяками, указывающими путь к вечной жизни. 

Соединение правильно утвержденного и надежного фундамента с фундаментом разрушенным, соединение прямых стен со стенами падающими невозможно без разрушения прямостоящих конструкций. Так же никогда невозможно для нас неразрушительное объединение с католиками. Частичное или полное принятие их вероучения обязательно приведет к нарушению всего строя жизни православного человека и, как результатможет завершиться погибелью души. И при этом, с одной стороны, по слову прп. Амвросия Оптинского мы не должны осуждать католиков, так как в глубине их вероучения имеются элементы истины. И, следовательно, осуждая их учение полностью, мы можем осудить и эту, закопанную хламом ложных мудрований, истину. А с другой стороны мы не должны принимать и их веры, ибо, как говорит уже святитель Феофан Затворник:«я не говорю, что все католики не спасутся, но если я стану католиком, я не спасусь».  

Для сохранения православной веры в ее догматической чистоте и правильности со всеми исходящими результатами в жизни Церкви как богочеловеческого сообщества, мистического Тела Христова, и в сотериологическом аспекте — ради спасения душ православных верующих —допускать сближения с католицизмом нельзя. 

Это было хорошо понятно нашим православным предкам в течение последнего тысячелетия истории христианства, это должно быть понятно инам. Но сама форма обращения к верующим отца Рафаила и его противостояние высшему священноначалию Русской Православной Церкви, его категоричность в словах могут привести к самым плачевным результатам: к осуждению и отрицанию священноначалия, а в дальнейшем – к уходулюдей в раскол. А раскол — это шаг, который в случае отсутствия покаяния в нем и невозвращения в лоно Святой Церкви, гарантированно приводит к погибели душ верующих. Ибо, как говорят святые отцы, раскол не смывается даже мученической кровью. За Христа жизнь можно отдать, а Царство Божие не получить, и душами погибнуть! 

Поспокойнее, посмиреннее… Надейтесь на милость Божию, на то, что Господь не оставит Церковь Свою в самых сложных обстоятельствах ее жизни. Корабль церковный нес миллионы верующих ко спасению в течение двух тысяч лет, будет спасать и наше поколение. Бояться ничего не надо, ибо Господь с нами! 

Объединение церквей не состоится. Православие в России было, есть и будет чистым и неповрежденным. Об этом говорят все пророчества Святых отцов Церкви и  отечественных духоносных старцев XVIII — XX веков. Более того, по их предсказаниям, Россия в недалеком будущем станет великой державой, и Православная Церковь к концу света в ней расцветет. 

Наше с Вами дело — молиться, каяться в грехах и спасаться. Настолько все делается так или не так? Какие-то искушения и трудности в Церкви всегда были, есть и будут. Но при помощи Божией все всегда преодолевалось… Особого внимания на подобные заявления не обращайте: пользы от этого не будет, а вред и грех будут наверняка. 

 

(127)