Праздники и святыни обители

 Крестный ход на Иоаннову горуНаиболее почитаемые праздники в монастыре — это дни Пресвятой Троицы и Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, а также дни памяти святого Иоанна Крестителя, первоверховных апостолов Петра и Павла, святителей Николая Чудотворца и Иннокентия Иркутского.
Престольный праздник монастыря — день Святой Троицы
(В честь Пресвятой Троицы освящен главный монастырский храм — Свято-Троицкий)
(двунадесятый переходящий праздник; приходится на 50-й день после Воскресения Христова)

Троица ВетхозаветнаяСвятая Троица — раскрываемое христианством учение о Триедином Боге, едином по существу и троичном в Лицах (Ипостасях) Отца, Сына и Святого Духа, равнославных, равновеликих, не сливающихся между Собою, но и нераздельных в едином Существе.

Отец – не сотворен, не создан, не рожден; Сын – предвечно (вневременно, безначально, бесконечно) рождается от Отца; св. Дух – предвечно от Отца исходит.

Как же Бог может быть одновременно Один и Троица? К Богу неприложимы привычные для нас земные измерения, в том числе категория числа. Ведь исчислять можно только предметы, разделённые пространством, временем и силами. А между лицами Святой Троицы нет никакого промежутка, ничего вставного, никакого сечения или разделения. Божественная Троица есть абсолютное единство. Тайна троичности Бога недоступна человеческому разуму. Некоторыми видимыми примерами, грубыми аналогиями Её могут служить: солнце – его круг, свет и тепло; ум, рождающий слово, выражаемое дыханием; память, слово и воля.

"Троица" прп. Андрея РублеваПо преданию, святой Патрик Ирландский (V в.) в качестве иллюстрации Троицы использовал трилистник клевера. Он спрашивал: «Здесь один листочек или три? Если один, то почему у него три лепестка одинакового размера? А если три, то почему только один стебелек? Если ты не можешь объяснить такую простую загадку, как клевер, то как можешь ты надеяться понять такую глубокую тайну, как Святая Троица?»

Познание Троичности Бога возможно лишь в мистическом откровении по действию Божественной благодати, человеку, чьё сердце очищено от страстей. Святые отцы опытно созерцали Единую Троицу, среди них можно особо выделить Великих Каппадокийцев (Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского), свт. Григория Паламу, прп. Симеона Нового Богослова, прп. Серафима Саровского, прп. Александра Свирского, прп. Силуана Афонского.

Свято-Троицкий храм Селенгинского монастыряУчение о Святой Троице является основой христианства. По слову св. Григория Богослова, догмат о Святой Троице есть важнейший из всех христианских догматов. Св. Афанасий Александрийский определяет саму христианскую веру как веру «в неизменную, совершенную и блаженную Троицу». Все догматы Христианства покоятся на учении о Боге едином по существу и троичном в Лицах, Троице Единосущной и Нераздельной.

Сщмч. Ириней, епископ Лионский (177 г. н. э.), писал: «А Церковь… приняла от апостолов и их учеников, свою веру в единого Бога и Отца Всемогущего, создавшего небо и землю, и море, и всё, что в них, и в единого Христа Иисуса, Сына Божьего, Который стал плотью для нашего спасения, и в Святого Духа, Который через пророков возвестил домостроительство Божие…»

Стихира «Царю Небесный»

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси Блаже души наша.

Тропарь Пятидесятницы, глас 8

Благословен еси Христе Боже наш, Иже премудры ловцы явлей, низпослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную, Человеколюбче слава Тебе.

Кондак Пятидесятницы, глас 8

Егда снизшед языки слия, разделяше языки Вышний: егда же огненныя языки раздаяше, в соединение вся призва, и согласно славим Всесвятаго Духа.

Престольный праздник монастыря — день памяти святителя Николая Чудотворца
(В честь святителя Николая Чудотворца освящен Свято-Никольский храм)
(19 декабря, 22 мая н.ст.)

Житие святителя Николая Мирликийского, Чудотворца

Свт. Николай ЧудотворецСвятитель Николай жил в IV в. И был архиепископом в Малой Азии, в Ликийском городе Миры.

Родился он в городе Патаре и еще в юных летах был отдан на служение Богу под руководством своего дяди, епископа Патарского. Дядя возвел его в сан священника.

При посвящении епископ в пророческом духе сказал, что он будет великим пастырем, приведет к истине многих заблудших и даст утешение всем скорбящим. Так и было. По смерти своих родителей Николай раздал все свое имение бедным.

Некий богатый городской житель, имевший трех взрослых дочерей, впал в крайнюю нищету и, для своего обеспечения, замышлял отдать их в беззаконный брак. Узнав об этом, свт. Николай спас его, помог устроить дочерей, три раза тайно бросая в окно по кошельку золота. В третий раз отец узнал таинственного благодетеля, подстерегавши его у окна. Свт. Николай запретил отцу рассказывать другим о его благодеянии.

Свт. Николай поселился было в одном монастыре, в Палестине, но однажды ночью, стоя на молитве, услышал голос: «Николай, пойди во всенародный подвиг, если хочешь получить от Меня венец». Тут он понял, что Господь требует от него не монашеского служения, и отправился в Миры. В это время здесь избирали нового епископа, и избиравшие, не зная, кого избрать, молили Бога, чтобы Он Сам указал достойного. Тогда одному из епископов сказано было во сне, чтобы он стал у дверей церковных и наблюдал: человек по имени Николай, который первым войдет в церковь, и есть избранник Божий. Свт. Николай, прибыв в Миры, на другой день утром пошел в церковь и первым вошел в нее. Епископ узнал в нем избранника Божия, и собор архипастырей поставил его в епископы г. Миры, хотя он и отказывался. Сделавшись епископом, свт. Николай посвятил все свои труды на благо паствы: всех принимал с отеческой любовью, выслушивал прошения и жалобы и твердо защищал невинно гонимых. Во время Диоклетианова гонения его заключили в темницу, и здесь он утешал всех узников. С воцарением Константина Великого был возвращен своей пастве. Свт. Николай присутствовал на І Вселенском Соборе против Ария.

Свято-Никольский храм Селенгинского монастыряОднажды он узнал, что трое из граждан невинно осуждены на смерть, поспешил на место казни, вырвал меч из рук палача и таким образом спас невинных. Святитель Николай умер в глубокой старости, и мощи его были положены в соборной Мирской церкви. Совершив много чудес при жизни, он не переставал совершать их и по смерти, особенно при раке своих мощей. Имя его сделалось известным всей Церкви, и его наименовали Чудотворцем. 19 декабря празднуется память святителя Николая; 22 мая празднуется перенесение мощей сего святителя из г. Миры Ликийские в город Барии, находящийся на полуострове Апулии, в Италии. Это произошло спустя 7 веков от кончины святителя, и вот каким образом. В XI в. Турки начали свои нападения на Греческую империю, при которых святыни христиан – храмы, мощи и иконы – подвергали поруганию. Была попытка подвергнуть поруганию и мощи свт. Николая, но страшная буря с громом и молнией остановила сию попытку, и тогда апулийцы решили перенести мощи свт. Николая к себе, чтобы избавить от поругания. Апулийцы в то время еще были православными и подчинялись Греческой Церкви. Святитель сам повелел перенести свои мощи в г. Бари, явившись одному благочестивому священнику. И это перенесение было совершено в 1087г. 22 мая апулийцы встретили мощи, соорудили для них храм, почему 22 мая и установлен праздник перенесения мощей. Мощи почивают в мраморной раке, которая находится в подземелье под церковью. Рака наполнена исходящим от мощей миром. Миро берется из раки и дается паломникам.

Тропарь святителя Николая, глас 4

Правило веры и образ кротости,/ воздержания учителя/ яви тя стаду твоему/ Яже вещей Истина./ Сего ради стяжал еси смирением высокая,/ нищетою богатая,/ отче священноначальниче Николае,/ моли Христа Бога,// спастися душам нашим.

Кондак святителя Николая, глас 3

В Мирех, святе, священнодействитель показался еси,/ Христово бо, преподобне, Евангелие исполнив,/ положил еси душу твою о людех твоих/ и спасл еси неповинныя от смерти./ Сего ради освятился еси,// яко великий таинник Божия благодати.

Престольный праздник монастыря — день празднования Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных
(В честь Архангела Михаила освящен надвратный храм — Михаило-Архангельский)
(21 ноября н.ст.)

Архангел МихаилАрхангел Михаил — один из высших ангелов, принимающий самое близкое участие в судьбах Церкви. Священное Писание нас учит, что, кроме физического, существует великий духовный мир, населенный разумными, добрыми существами, именуемыми ангелами. Слово «ангел» на греческом языке значит вестник. Священное Писание их именует так потому, что Бог нередко через них сообщает людям Свою волю. В чем же собственно состоит их жизнь в духовном мире, который они населяют, и в чем заключается их деятельность — мы почти ничего не знаем, да, в сущностии, и понять не в состоянии. Они пребывают в условиях, совершенно отличных от наших материальных: там время, пространство и все жизненные условия имеют совсем иное содержание. Приставка «архи» к некоторым ангелам указывает на их более возвышенное служение сравнительно с другими ангелами.

Имя Михаил — на еврейском значит «Кто, как Бог». Архангел Михаил в Писании именуется «князем», «вождем воинства Господня» и изображается, как главный борец против диавола и всякого беззакония среди людей. Отсюда его церковное именование «архистратиг», т. е. старший воин, вождь. Так, архангел Михаил явился Иисусу Навину в качестве помощника, при завоевании израильтянами Обетованной земли. Он явился пророку Даниилу в дни падения Вавилонского царства и начала созидания Мессианского царства. Даниилу было предсказано о помощи народу Божию со стороны архангела Михаила в период предстоящих преследований при Антихристе. В книге Откровения архангел Михаил выступает как главный вождь в войне против дракона-диавола и прочих взбунтовавшихся ангелов. «И произошла война на Небе: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось им места на Небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною». Апостол Иуда кратко упоминает об архангеле Михаиле, как о противнике диавола. (Нав. 5, 13; Дан. 10; 12, 1; Иуд. 9; Откр. 12, 7-9; Лк. 10, 18).

В духе Священного Писания некоторые отцы Церкви видят архангела Михаила участником других важных событий в жизни народа Божия, где, впрочем, он не называется по имени. Так, например, его отождествляют с таинственным огненным столпом, шедшим перед израильтянами во время их бегства из Египта и погубившим в море полчища фараона. Ему же приписывают поражение огромного ассирийского войска, осаждавшего Иерусалим при пророке Исаии. (Исх. 33, 9, 14, 26-28; 4 Цар. 19, 35). Церковь почитает архангела Михаила как защитника веры и борца против ересей и всякого зла. На иконах его изображают с огненным мечом в руке, или копьем низвергающим диавола. В начале IV века Церковь установила праздник «Собора» (т. е. совокупности) святых ангелов во главе с архангелом Михаила.

Престольный праздник монастыря — Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла (12 июля)
(в честь апостолов Петра и Павла освящен придел в Свято-Троицком храме монастыря)

Апостол Петр, называвшийся прежде Симоном, был сыном рыбака Ионы из Вифсаиды Галилейской и братом апостола Андрея Первозванного, который и привел его ко Христу. Призванный Христом Спасителем за рыбной ловлей на Геннисаретском озере, он всегда выражал особенную преданность и решительность, за что и удостоен был особенного приближения к Господу вместе с апостолами Иаковом и Иоанном Богословом. Он первый решительно исповедал Господа Иисуса Христа Христом, то есть Мессией, и за что удостоился наименования Камень (Петр). Икона апостолов Петра и Павла в Свято-Троицком храме монастыря На этом камне Петровой веры Господь обещал создать Церковь Свою, которую врата адовы не одолеют. Свое троекратное отречение от Господа накануне Его распятия апостол Петр омыл горькими слезами раскаяния, вследствие чего после Своего воскресения Господь вновь восстановил его в апостольском достоинстве, троекратно, по числу отречений, поручив ему пасти ягнят и овец Своих. Согласно преданию, апостол Петр каждое утро при звуке петуха вспоминал свое малодушное отречение от Христа и начинал горько плакать. Книга Деяний с 1 главы по 12 рассказывает о его апостольской деятельности. Апостол Петр принял мученическую кончину в Риме в 67 году через распятие вниз головой. Это событие художественно описано Генрихом Сенкевичем в книге «Камо грядеши, Господи». 

Святой Павел, первоначально носивший еврейское имя Савл, имел права римского гражданина. Молодой Савл, видимо, готовился к должности раввина (религиозного наставника), а потому он проявил себя сильным ревнителем фарисейских преданий и гонителей веры Христовой. Может быть, по назначению синедриона он стал свидетелем смерти первомученика Стефана, а затем получил власть официально преследовать христиан даже за пределами Палестины в Дамаске. Господь, усмотревший в нем «сосуд избранный Себе», на пути в Дамаск чудесным образом призвал его к апостольскому служению. Во время путешествия Савла осветил ярчайший свет, от которого он слепым упал на землю. Из света раздался голос: «Савл, Савл, почему ты гонишь Меня?» На вопрос Савла: «Кто Ты?» — Господь ответил: «Я Иисус, Которого ты гонишь». Господь повелел Савлу идти в Дамаск, где ему будет указано, что делать дальше. Спутники Савла слышали голос Христа, но света не видели. Приведенный под руки в Дамаск, ослепший Савл был научен вере и на третий день крещен Ананией. В момент погружения в воду Савл прозрел. С этого времени он сделался ревностным проповедником прежде гонимого учения. 

Апостол Павел написал 14 посланий, представляющих собой систематизацию христианского учения. Эти послания, благодаря его широкому образованию и проницательности, отличаются большой самобытностью.Апостол Павел, как и апостол Петр, много потрудился в распространении Христовой веры и справедливо почитается вместе с ним «столпом» Церкви Христовой и первоверховным апостолом. Он был усечен мечом недалеко от Рима в 67 году после Р. X., в 12 год царствования Нерона.

Тропарь

Небесных воинств Архистратизи,/ молим вас присно мы, недостойнии,/ да вашими молитвами оградите нас/ кровом крил невещественныя вашея славы,/ сохраняюще ны, припадающия прилежно и вопиющия:/ от бед избавите ны,// яко чиноначальницы Вышних сил.

Кондак

Архистратизи Божии,/ служителие Божественныя славы,/ Ангелов начальницы и человеков наставницы,/ полезное нам просите и велию милость,// яко Безплотных Архистратизи.

Тропарь апостолов

Икона святителя с частицей мощей в Свято-Троицком храме Селенгинского монастыря

Апостолов первопрестольницы/ и вселенныя учителие,/ Владыку всех молите/ мир вселенней дар

овати// и душам нашим велию милость.

Кондак апостолов

Твердыя и боговещанныя проповедатели,/ верх апостолов Твоих, Господи,/ приял еси в наслаждение благих Твоих и покой:/ болезни бо онех и смерть приял еси паче всякаго всеплодия,// Едине, сведый сердечная.

Одним из самых почитаемых святых является святитель Иннокентий Иркутский. Он долгое время прожил в Селенгинской обители. В монастыре даже есть источник, освященный самим святым Иннокентием. О нем можно узнать здесь.

Три раза в год (7 июня, 7 июля, 11 сентября) братия Троицкого монастыря организует Крестный ход от обители до села Ильинка на Иоаннову гору (12 км) к месту чудотворного явления иконы Иоанна Предтечи.

Крестный ход на Иоаннову гору

Старожилы еще помнят, как в 30 — 60-е годы по дороге на «Иванову гору» регулярно дежурили отряды, состоящие из учителей, комсомольцев и милиционеров. Эти отряды под страхом ареста не пускали людей на гору. Но, несмотря на запреты властей, местное население все же проводило крестные ходы на Иоаннову гору.

Братия монастыря восстановили эту старинную благочестивую традицию. Ежегодно Крестные ходы собирают несколько сотен, иногда и до тысячи человек. Паломников со всей Бурятии, из Иркутской области, из Забайкальского края и других сибирских регионов не пугает долгий и тяжелый путь при любой погоде. Усталость тела проходит, а остается радость молитвы и благодать, изливающаяся здесь изобильно на души верующих.

Третье обретение честной главы святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
(7 июня н.ст.)

Третье обретение честной главы святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна было около 850 года. Во время волнений в Константинополе в связи с ссылкой святителя Иоанна Златоуста (память 13 ноября) глава святого Иоанна Предтечи была унесена в город Емесу. Оттуда во время набегов сарацин она была перенесена (около 810 — 820 гг.) в Команы и там, в период иконоборческих гонений, была скрыта в земле. Когда иконопочитание было восстановлено, патриарху Игнатию (847 — 857) во время ночной молитвы было указано в видении место, где скрыта глава святого Иоанна Предтечи. Первосвятитель сообщил об этом императору, который послал посольство в Команы, и там глава была в третий раз обретена, в указанном патриархом месте, около 850 года. Позже глава вновь была перенесена в Константинополь и здесь 25 мая положена в придворной церкви, часть святой главы находится на Афоне.

Тропарь Иоанну Предтече (3-е обретение главы), глас 4:

Яко Божественное сокровище, сокровенное в земли, / Христос откры главу твою нам, пророче и Предтече. /

Вси убо, сошедшеся в сея обретение, / песньми богоглаголивыми Спаса воспоим, / спасающа нас от тления молитвами твоими.

Рождество святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
(7 июля н. ст.)

Молебен в часовне на Иоанновой гореКак повествует Евангелие (Лк. 1, 57 — 80), праведные родители святого Иоанна Крестителя — священник Захария и Елисавета, жившие в древнем городе Хевроне, достигли старости, но не имели детей, так как Елисавета была неплодна. Однажды святой Захария совершал богослужение в Иерусалимском храме и увидел Архангела Гавриила, стоящего по правую сторону жертвенника кадильного. Он предсказал, что у Захарии родится сын, который будет провозвестником ожидаемого Ветхозаветной Церковью Спасителя — Мессии. Захария смутился, на него напал страх. Он усомнился, что в старости возможно иметь сына, и просил знамения. Оно было дано ему, являясь одновременно и наказанием за неверие: Захария был поражен немотой до времени исполнения слов Архангела.

Святая Елисавета зачала и, боясь насмешек над поздней беременностью, таилась пять месяцев, пока ее не посетила приходившаяся ей дальней родственницей Преблагословенная Дева Мария, чтобы разделить Свою и ее радость. Елисавета, исполнившись Святого Духа, первая приветствовала Деву Марию как Матерь Божию. Вместе с ней Пресвятую Деву Марию и воплотившегося в Ней Сына Божия приветствовал «играньми, яко песньми» и святой Иоанн, еще находившийся в утробе матери своей, праведной Елисаветы.

Маленькая паломница на вершине Иоанновой горы

После Рождества Господа нашего Иисуса Христа и поклонения пастырей и волхвов нечестивый царь Ирод повелел избить всех младенцев. Услышав об этом, святая Елисавета убежала со своим сыном в. пустыню и скрывалась в пещере. Святой Захария как священник находился в Иерусалиме и исполнял свое священническое служение в храме. Ирод послал к нему воинов с приказанием открыть местопребывание младенца Иоанна и его матери. Захария ответил, что это ему неизвестно, и был убит прямо в храме. Праведная Елисавета с сыном продолжала жить в пустыне и там умерла. Отрок Иоанн, охраняемый Ангелом, находился в пустыне до того времени, как вышел на проповедь о покаянии и сам сподобился крестить пришедшего в мир Господа.

Тропарь Иоанну Предтече (Рождество), глас 4:

Пророче и Предтече пришествия Христова, / достойно восхвалити тя недоумеем мы, любовию чтущии тя: /

неплодство бо рождшия и отчее безгласие разрешися / славным и честным твоим рождеством, / и воплощение Сына Божия мирови проповедуется.

Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
(11 сентября н.ст.)

Иоанн Предтеча

После Крещения Господня святой Иоанн Креститель был заключен в темницу Иродом Антипой, четвертовластником, правителем Галилеи. (После смерти Ирода Великого римляне разделили территорию Палестины на четыре части и в каждой части поставили правителем своего ставленника. Ирод Антипа получил от императора Августа в управление Галилею). Пророк Божий открыто обличал Ирода за то, что, оставив законную жену, дочь аравийского царя Арефы, он беззаконно сожительствовал с Иродиадой, женой своего брата Филиппа (Лк. 3, 19, 20). В день своего рождения Ирод устроил пир вельможам, старейшинам и тысяченачальникам. Дочь Иродиады Саломия плясала перед гостями и угодила Ироду. В благодарность девице он поклялся дать все, чего она ни попросит, даже до половины своего царства. Скверная танцовщица по совету своей злобной матери Иродиады просила дать ей тотчас же на блюде голову Иоанна Крестителя. Ирод опечалился. Он боялся гнева Божия за убийство пророка, которого сам раньше слушался. Боялся он и народа, который любил святого Предтечу. Но из-за гостей и неосторожной клятвы он повелел отрубить голову святому Иоанну и отдать Саломии. По преданию, уста мертвой главы проповедника покаяния еще раз открылись и произнесли: «Ирод, не должно тебе иметь жену Филиппа, брата твоего». Саломия взяла блюдо с главой святого Иоанна и отнесла своей матери. Неистовая Иродиада исколола язык пророка иглой и закопала его святую главу в нечистом месте. Но благочестивая Иоанна, жена домоправителя Иродова Хузы, погребла святую голову Иоанна Крестителя в глиняном сосуде на горе Елеонской, где у Ирода был собственный участок земли (обретение честной главы празднуется 24 февраля). Святое тело Иоанна Крестителя взяли в ту же ночь его ученики и погребли в Севастии, там, где совершилось злодеяние. После убийства святого Иоанна Крестителя Ирод продолжал править еще некоторое время. Понтий Пилат, правитель Иудеи, посылал к нему связанного Иисуса Христа, над Которым он насмеялся (Лк. 23, 7-12).

Честная глава Иоанна ПредтечиСуд Божий совершился над Иродом, Иродиадой и Саломией еще при их земной жизни. Саломия, переходя зимой реку Сикорис, провалилась под лед. Лед сдавил ее так, что она висела телом в воде, а голова ее находилась надо льдом. Подобно тому, как она некогда плясала ногами по земле, теперь она, словно пляшущая, производила беспомощные движения в ледяной воде. Так она висела до тех пор, пока острый лед не перерезал ее шеи. Труп ее не был найден, а голову принесли Ироду с Иродиадой, как некогда принесли им главу святого Иоанна Предтечи. Аравийский царь Арефа в отмщение за бесчестие своей дочери двинул войско против Ирода. Потерпев поражение, Ирод подвергся гневу римского императора Кая Калигулы (37-41) и был вместе с Иродиадой сослан в заточение в Галлию, а потом в Испанию. Там они были поглощены разверзшейся землей.

В память усекновения главы святого Иоанна Крестителя Церковью установлен праздник и строгий пост как выражение скорби христиан о насильственной смерти великого Пророка.

Тропарь Иоанну Предтече (Усекновение главы), глас 2:

Память праведнаго с похвалами, / тебе же довлеет свидетельство Господне, Предтече: /

показал бо ся еси воистинну и пророков честнейший, / яко и в струях крестити сподобился еси Проповеданнаго. /

Темже за истину пострадав, радуяся, / благовестил еси и сущим во аде Бога, явльшагося плотию, /

вземлющаго грех мира / и подающего нам велию милость.

Благословение отца Алексия крестоходцам

Использованы материалы сайта Православие.ру, открытой православной энциклопедии «Древо» и книги «Жития всех святых» составителя свящ. Иоанна Бухарева

(1942)

Перейти к верхней панели