ИСПОВЕДЬ И ПРИЧАСТИЕ

ИСПОВЕДЬ И ПРИЧАСТИЕ

Обязательно ли причащаться на каждой службе, можно ли причащаться  без исповеди? (Светлана)

На вопрос нашей читательницы отвечает игумен Алексий (Ермолаев), наместник Свято-Троицкого Селенгинского мужского монастыря:

— На Ваш вопрос я хотел бы ответить следующее. Я пришел в церковь 25 лет назад, стал воцерковляться. Около восьми лет я нес различные послушания на двух приходах и 16 лет в двух монастырях – Посольском и Троицком. Я могу Вам ответить исходя из своего личного духовного опыта и из той традиции исповеди и Причастия, которую я видел в начале своего воцерковления и которая вышла из времен различной степени гонений на Церковь до перестройки. Эта традиция стала близкой для меня и определила мой взгляд на то, как надо причащаться и перед причастием исповедоваться. В храм города Шилки Читинской области, где я нес в начале своей церковной жизни послушание, ездила, наверное, половина наиболее  активных прихожан нашего региона. В те времена при нашем храме перед причастием постились даже без растительного масла и обязательно три дня. Некоторые — чуть больше. Одна из таких постящихся и всегда тщательно исповедовавшихся перед Причастием, уже старушка раба Божия Лидия, недавно почила в Бозе на второй или третий день Пасхи, что подтверждает её праведность, которую мы видели своими глазами.

Причащались мы обычно раз в две-три недели. Как бы ни было трудно, вычитывали все правила и, исповедовавшись в накопившихся за это время грехах, попостившись и соответствующим образом помолившись и свое покаяние. Мое отношение к подготовке к Причастию того периода осталось как к некоему идеалу в смысле того, как нужно подходить к этому Таинству. Когда я был уже в Посольском монастыре, то владыка Евстафий Читинский и Забайкальский благословлял всех живущих в святой обители — монахов и не монахов — причащаться обычно раз в две недели, что мы обычно и делали. Таким образом я благословляю причащаться и своих духовных чад, хотя и не говорю, что причащаться чаще нельзя в какие-то праздники и важные дни (именины, дни памяти наиболее чтимых святых, дни Светлой седмицы). Разрешаю причащаться иногда  2 — 3 раза в неделю.

Отсутствие исповеди перед Причастием – дело какое-то непривычное. Раньше меня удивляло то, что в православных храмах Америки, Греции, а также в некоторых других поместных Православных Церквях подходят к Святым Тайнам без исповеди и часто без всякого поста. Это у них стало уже  нормой.

Но в Греции в храмах и женщины давно ходят без платочков, и прихожане сидят во время богослужения на особых стульях — как у католиков, иногда вставая в особо важные моменты службы. И, например, вечерние богослужения у них длятся, как я видел в одном из храмов Греции, всего лишь около 30-40 минут И вообще по крайней мере, где я был, у них там нет того строя, как мне показалось, того благоговейного отношения к службе, к молитве, как в наших храмах. И как-то все уж очень расслабленно у них. Хотя и у нас конечно не все так, как хотелось бы.

В Греции некоторые, кто подходят к Святым Таинам, иногда больше года не бывают на исповеди. Я не думаю, что это хорошо. Поразительным для меня был пример, когда наш гид, давно живущий в Греции молдаванин, причастился на наших глазах. Мы удивились, когда он в одном из греческих монастырей без приготовления постом в предыдущие дни, без чтения молитв перед Причастием, не подойдя к исповеди, вместе со всеми пошел и причастился. Всех членов нашей группы, прибывшей из Бурятии на Афон, очень удивило такое легкомысленное его отношение к причащению. А он на наши недоуменные вопросы  сказал, что его духовный отец, греческий священник, благословил причащаться, когда только можно, и он исполняет его послушание. Но более всего мы были поражены тогда, когда вспомнили, что этот наш проводник во время службы выходил на улицу и, накурившись, возвратился в храм, а потом подошел к Чаше. И вообще за несколько дней, пока он нас водил по Афону, особого благочестия мы в нем как то особо не заметили, т.е. не заметили и благих плодов такого фривольного частого причащения. Вот пример и расслабления в духовной жизни и причащения без благоговения и плодов его. Говоря об исповеди перед причащением, нельзя сказать, что здесь нет никаких проблем. Разумеется, есть ситуации, когда люди иногда говорят на исповеди перед Причастием о чем-то, лишь бы хоть что-то сказать. Не видят своих грехов. Но когда им объясняешь, что нужно каяться не только на уровне дел и слов, но и помыслов, которые гнездятся в нашей душе, день и ночь оскверняют наше сердце, люди начинают задумываться. Вообще людям всегда есть, в чем каяться, когда они начинают исповедовать свои внутренние соглашения с этими бесовскими мысленными прилогами на исповеди, чтобы очистить свою совесть перед принятием Святых Христовых Таин. И более того, нужно сказать, что при причащении мы говорим о встрече со Христом, о Великой встрече, а когда встречаются слишком часто, как бы по нужде и абы как, то и плоды таких встреч соответствующие.

Причащение же за каждой Литургией, по моему мнению, является делом для современного этапа христианской жизни неполезным. Да, богословы правильно утверждают, что в некоторых частях Литургии есть призывание всех верных, стоящих на этой службе, к Святым Таинам, но уже в древние времена апостол Павел говорил, что «кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1 Кор. 11, 27 — 30). То есть причащаться можно недостойно, в грех себе, в скорбь себе, в беду себе.

Причащаться почаще, готовясь  соответственно,  душу приготовляя покаянием и молитвой, по моему, хорошо. Так, священник Даниил Сысоев в своей книге «О частом причащении Святых Христовых Таин», пишет, что за частое причащение выступали святые отцы Игнатий Богоносец (+107), Иустин Философ (~100–165), африканские мученики, Киприан Карфагенский (?–258), Афанасий Великий (298–373), Амвросий Медиоланский (~340–397), Василий Великий (330–379), Григорий Богослов (329–389), Григорий Нисский (~335–~394), Иоанн Златоуст (347–407), Геннадий Константинопольский (~400–20 ноября 471), Кирилл Александрийский (~377–444), Онуфрий Великий (египетский пустынник IV века), Макарий Великий (~300–391), Антоний Великий (~251–356), Варсануфий Великий  (умер около 563 года), Иоанн Пророк (жил в VI веке), Исихий Иерусалимский (+ ~432-434), авва Аполоний (+~395), Иероним Стридонский (~347–419/20), Феодор Студит (759–826), Иоанн Кассиан Римлянин (~360–~435), Никодим Святогорец (1749—1809), Макарий Коринфский  (1731 — 1805), Нектарий Эгинский (1846–1920), Иоанн Кронштадтский (1829—1908), Алексей Мечев (1859— 1923), Серафим (Звездинский) и бесчисленное множество других».

Но все эти святые говорили о желательности частого причащения, а и о причащении за каждой Литургией – только двое отцов, и то во времена далёкой древности – это Киприан Карфагенский и блаженный Августин. (См. об этом: Митрополит Волоколамский  Иларион  (Алфеев). О частоте причащения).

Следует сказать, что первые три века христиане действительно причащались почти за каждой Литургией, но это было время гонений, время опасности ссылок, мучений, потери ближних и самой смерти. А значит – время самой горячей молитвы, время горячего желания, чтобы Господь бы близок к человеку, чтобы Он укрепил его в условиях постоянной опасности и, если надо, помог перенести мучения. И волей-неволей люди причащались в благоговейном состоянии души.

Но если в те времена – первый век христианства, когда были живы апостолы и ближайшие ученики Христа и была жива память о недавних событиях земной жизни Богочеловека, Его смерти на кресте и Его Святого Воскресения, имело место недостойное причастие, то что говорить о нашем времени, удаленном от тех событий на 2000 лет? В наше время обязательное Причастие на каждой Литургии может привести к профанации этого Таинства для значительной части верующих. Постоянно и незаметно уровень благоговения к этой великой святыне снизится, люди  начнут «причащаться по привычке», и без должного благоговения. А как я заметил, благодать людям, причащающимся без должного благоговения, особо не дается.

Как мы помним, некоторые святые, например, Мария Египетская, причащались всего несколько раз в течение жизни, но достигли святости, мы же, причащаясь часто, постепенно начинаем смотреть на Причастие как на некую «витаминку», духовную таблетку, а потом удивляемся, что ничего особо не чувствуем. Также я замечал, что множество детей, причащаясь часто, но не готовясь благоговейно принять святые Дары, в возрасте 12-13 лет надолго, а, возможно, навсегда  исчезают из храма. И особо их не видно возвратившихся в храм в более взрослом возрасте. Если бы Причастие действовало автоматически, вне учета нашей воли и необходимых при этом благоговейнейших чувств, тогда бы дети, часто причащающиеся у некоторых родителей, были бы как ангелы, и не покидали их в переходном возрасте. Да и взрослые, часто причащающиеся, «автоматически» становились бы ангелоподобными существами, чего, находясь при Церкви 20 с лишним лет, я не замечал.

А вот те, которые причащаются достаточно редко, но благоговейно, имеют в себе немалые плоды благодати Святого Духа – и кротости, и терпения, и смирения, и любви и матери всех добродетелей – молитве.

К сожалению, я заметил, что в наше время расширяется процесс, когда молодые священники относятся к вопросам Причастия, Исповеди как-то уж очень по-современному, но мнение священнослужителей должно базироваться на учении святых отцов, а не на либеральном богословии. Ни у одного святого отца я не видел совета причащаться за каждой Литургией, кроме двух названных выше, да еще без исповеди. Например, Серафим Саровский советовал причащаться во все 4 поста, на двунадесятые праздники и в некоторые другие важные дни года. А если бы воля Божия была причащаться на каждой Литургии, то ему это наверняка было бы открыто Господом или Пречистой Матерью, которая являлась ему 12 раз. В явлении Матерь Божия сказала, чтобы преподобный Серафим убрал из монашеского правила Дивеевских сестер чтение, если не ошибаюсь, акафиста, чтобы не налагать лишнего греха на какую-нибудь из них, если не сможет прочесть. И такое важнейшее для спасения дело, как обязательное причащение на каждой Литургии, — если бы такое было угодно Богу, — не могло остаться без вразумления преподобного Серафима от Божией Матери. Нет поучения о необходимости обязательно причащаться на каждой Литургии ни у Игнатия Брянчанинова, ни у Феофана Затворника и учителей Церкви такого же масштаба ближайших к нам времён при великом множестве других духовных поучений.  А  ведь они были очень близки к Господу, и Господь духовно открыл бы им, что такое причащение угодно Ему.

Святые говорили от Бога, а мы, современные христиане, нередко говорим от себя, и это при недостаточной опытности в духовной жизни. Нужно базироваться на поучении святых отцов, чтобы была духовная польза, а не прелестное заблуждение.

Исходя из всего вышесказанного, могу сказать: я советую своим духовным чадам регулярно исповедоваться и — с определенной периодичностью, если есть внутренняя готовность, достаточно часто, но без обязанности на каждой службе, – причащаться Святых Таин. И наилучшим доказательством  моих слов является краткое поучение одного  из богомудрых старцев Оптинских, святого преподобноисповедника Никона Оптинского: «Причащаться можно и чаще, и реже, но исповедаться надо чаще, дабы совесть всегда была чистая, незапятнанная».

(7236)