Автопробег

Автопробег как крестный ход

16 апреля, в день Светлого Христова Воскресения, братия Троицкого монастыря по благословению Высокопреосвященнейшего Савватия Улан-Удэнского и Бурятского провели первый автопробег из Прибайкальского района в Улан-Удэ и Иволгинский район. Нам пришло несколько вопросов от читателей по поводу этого события. «Почему с красными флагами и шариками, а не с крестами и хоругвями? Больше на первомай похоже» (Александр). «Почему на машинах, что за модернизм? Раньше люди пешком ходили, и это были правильные крестные ходы» (Алла).

На вопросы наших читателей отвечает игумен Алексий (Ермолаев), наместник Свято-Троицкого Селенгинского мужского монастыря:

— Когда-то в древности божественные службы, в том числе святые Литургии, совершались в пещерах, в домах, в римских катакомбах. И за 300-летнюю историю, пока святой Константин Великий не принял Миланский эдикт о свободе христианского вероисповедания, служб в изначально христианских храма почти не было. Так как в эпоху гонений практически не было у христиан возможности возводить свои храмы. И когда христианство получило равенство, а затем и преимущество по сравнению с язычниками, то многие языческие храмы стали пустеть и во многих местах их забирали и переделывали для соверешения христианские богослужений. При этом многие говорили, что это недопустимо, что «Как можно служить в языческих капищах?». Но обратилось тогда ко Христу множество народа, людям требовались храмы. Оскверненные языческими жертвами, затем отмытые и очищенные храмы освящались, и в них служились божественные службы. И это делалось несмотря на критику и осуждения некоторых из христиан. Ибо «Господня земля, и исполнение ея, вселенная и вси живущии на ней» (Пс.23:1). Ибо идол в мире ничто. В дальнейшем службы в этих храмах совершались столетиями, и никто не помнил, что они были когда-то языческими.

Святитель Иоанн Златоуст в Константинополе в противовес арианам, которые проводили свои арианские шествия, благословил совершать крестные ходы по стольному граду Византия для утверждения колеблющихся. И при этом небольшая часть православно верующих и часть клириков (в основном тех, кто был недоволен требовательностью святителя в отношении себя, когда он искал от них достойного служения Богу) роптали и называли эти крестные ходы ненужным нововведением.

Однажды свт. Василий Великий заметил, что при причащении Святых Даров клириками во время Божественной литургии один из молодых диаконов (молодость иногда делает людей безрассудными), хоть и причащался, но одновременно смотрел на поразившую его своей красотой девицу. Тогда святитель, чтобы не происходило таких вещей, благословил устроить иконостас — перегородку, отделяющую алтарь от храма. Это произошло явно не без внушения Святого Духа, и было это нужно для последующих храмов. Но тогда некоторые люди оскорбились, считая, что священнослужители как бы отделяются от людей и что святитель Василий Великий привносит нововведения. А сейчас в России иконостасы бывают пяти- и даже шестиярусные, то есть от пола до самого потолка. И это было угодно Богу.

И все эти и другие полезные и богоугодные нововведения людям, с пристальным и критичным взглядом вглядывающимся в церковную жизнь, казались модернизмом. Пусть самого такого слова они тогда и не знали.

Наверняка находились и люди, критически относящиеся к напечатанию священных текстов (ведь раньше их писали от руки) и к проведению электрического освещения в храмы. Сейчас же никто не думает, что это небогоугодное дело. Более того, мы пользуемся и телефонами, и компьютерами…

Разумеется, в древности и до самых последних времен не было автомобилей, пароходов, поездов и, тем более, космических кораблей. Но когда они появились, ими начали пользоваться для совершения крестных ходов.

Вспомним святого праведного Иоанна Кронштадтского, который на пароходе проплывал по Волге. В тех городах и деревнях, где пароход останавливался, на пристанях служились молебны, а по пути следования из одного населенного пункта в другой находящиеся на пароходе постоянно молились. Это был не пеший, а водный крестный ход.

Чуть больше десяти лет назад по благословению Владыки Вадима, тогда епископа Иркутского и Ангарского, от Иркутска до Владивостока проехал поезд с мощами святителя Иннокентия Иркутского. Этот поезд останавливался на всех, даже маленьких, станциях. Священнослужители и миряне в пути и на остановках пели акафисты, служили молебны.

В настоящее время крестные ходы совершаются даже в небе. Так несколько лет назад Владыка Савватий Улан-Удэнский и Бурятский пролетел над городом Улан-Удэ на вертолете, на борту которого совершалось молебное пение, и Владыка оттуда благословил стольный град и окропил его святой водой. Такие полеты на самолетах и вертолетах позволяют благословлять крестом Христовым и окроплять святой водой большие территории, а также благословить аэродромы, откуда совершаются вылеты и где совершаются посадки.

Если бы и раньше была возможность проезжать или пролетать такие большие расстояния и еще большему числу людей благовествовать о Воскресшем Христе, совершая это с постоянной молитвой в сердце и на устах, то и раньше бы такие крестные ходы совершались.

Хоругви мы не везли потому, что они могли запылиться и разрушиться на ветру. Иконы снаружи автомобиля не везли, чтобы их не занесло дорожной пылью, ибо икона — это святыня, которую нужно беречь от загрязнения. Но вместо хоругвей у нас были знамена (на них, к слову, не было никаких модернистских надписей и рисунков — там были святые слова: «Христос Воскресе!»). После крестного хода они достаточно сильно истрепались на ветру, стали , наверное, уже непригодны для использования во второй раз.

Также у нас были красные воздушные шарики — как символ того красного яйца, которое подарила Мария Магдалина императору Римской империи Тиберию. Были у нас шарики и других цветов — как символ нашей духовной радости о Воскресшем Господе.

Во всех населенных пунктах люди пели Пасхальные песнопения, на всём протяжении пути все молились. Мы успели благовествовать о Воскресшем Христе более чем в десяти населенных пунктах, а также в столице Бурятии — городе Улан-Удэ.

Подавляющее большинство людей реагировали на наши пасхальные приветствия словами «Воистину Воскресе», прохожие нам махали руками, сигналили машины. Некоторые в своих отзывах после этого события писали нам, что сожалели, о том, что сами не поучаствовали в нём. Многие получили меньшую или большую пользу для души.

Формы проявления нашей радости могут быть разные, но если в них присутствуют православные молитвы, песнопения, если нет экуменической символики, если участники крестного хода молились, если многие вспомнили о Воскресшем Христе, в чём и где модернизм?

Во время схождения благодатного огня в Великую субботу в храме Гроба Господня присутствуют арабы-христиане. Некоторая часть арабской молодёжи слишком эмоционально празднует это великое чудо. Молодые люди садятся на плечи своих товарищей, выкрикивают молитвы, и, как многим кажется, этим нарушается благочиние в храме. Но когда однажды ответственные за порядок решили не допускать эту молодежь в Великую субботу внутрь храма, Благодатный огонь не сошел. И лишь тогда, когда их, пребывающих в великой скорби, туда запустили, Патриарху Иерусалимскому тут же был дарован Небесный огонь. Эти арабы-христиане, пусть ярко, шумно, но с чистым сердцем радовались этому чуду.

Мы не экуменисты, мы против нарушения каких-то церковных канонов и за возможно строгое, с учетом нашего времени, их соблюдение. В подобных крестных ходах ничего модернистского нет. Мы просто заезжали в села, служили краткие пасхальные молебны, освящали яйца и куличи, благословляли людей и с молитвами ехали дальше. Но за этот день, слава Богу, мы покрыли 150 километров, и — верим — молитвы участников этого крестного хода освятили весь этот путь, и многих, хоть немного, приблизили ко Христу.

 

(50)