Торговля в храме

Торговля в храме

Татьяна пишет, что в одной из социальных сетей у нее в друзьях появился некий батюшка, на странице которого регулярно публикуются материалы о недопустимости не только торговли в храме, но и, вообще, взимания платы за какие бы то ни было требы, потому что ни Иоанн Предтеча не брал денег за крещение, ни Сам Иисус Христос, ни апостолы также не брали денег за наставления в вере, чудеса и исцеления.

Батюшка является настоятелем больничного храма в Луганской области. На его странице опубликована фотография сделанного в храме объявления: «В нашем храме цен нет. Свечи, иконы, книги, крестики, записки, сорокоусты, молебны, крещение и т.д. за добровольное пожертвование». Комментарии читателей от «везде бы так» до обвинений РПЦ в алчности и лицемерии. Есть и пара конструктивных комментариев: «Ну требы понятно, а вот свечи, книги, иконы вы же покупаете по конкретной цене, не сами же делаете. Книги сейчас вообще дорогие. Такой богатый храм, чтобы продавать книги по ценам «по возможности?» и ответ другого читателя: «Это храм ПРИ ГОРОДСКОЙ БОЛЬНИЦЕ, а там люди готовы отдать всё за своё здоровье». Сам батюшка выкладывает статьи и видео на тему «Торговля в храме», объясняя это так: «Я объясню, почему стал таким ярым борцом с ценниками в храмах. Я миссионерствую не первый год и когда у оппонентов заканчиваются аргументы, то они тыкают на роскошь священноначалия и цены за таинства, и тут все мои козыри заканчиваются… «Во всем показывай в себе образец добрых дел…, чтобы противник был посрамлен, не имея ничего сказать о нас худого» (Тит. 2:7-8). И в другом месте: «Не подавайте соблазна ни Иудеям, ни Еллинам, ни церкви Божией…» (1Кор. 10:32)…

«В городе Богуславе Киевской области (Украина) есть наш православный храм Московского Патриархата, в котором есть ценники. В этом городе появился и монастырь Киевского патриархата, в котором нет ценников, и многие люди перешли в Киевский патриархат именно по этой причине, они мне сами об этом говорили. И кто даст ответ за эти души перед Богом?»

Татьяна смущена и просит прокомментировать эту ситуацию.

Комментирует игумен Алексий (Ермолаев), наместник Троицкого Селенгинского монастыря в республике Бурятия:

Дорогая сестра Татьяна! Такие ситуации, к сожалению, приводят людей в смущение и заставляют их начинать сравнивать и осуждать: этот батюшка хороший, другой — плохой и т.д.. И ничего, кроме осуждения Церкви, в конечном итоге не вызывают. Ведь, как известно, споры никого еще не приводили к вере. Спорить бесполезно. Пользы никакой — одно смущение. К Богу приходят другими путями.

Однако можно прокомментировать Ваш вопрос. Есть теория, а есть реалии жизни. Есть идея в подходе к какому-то вопросу, а есть жизненный опыт, который показывает нередко обратное. 

У этого батюшки особые условия, специфический объект — городской больничный храм. В таких храмах люди свободно жертвуют крупные суммы денег. Жертвуют — чтобы поправиться, чтобы операция прошла хорошо и т.д.. Логика тут простая, житейская: «Я дам — мне Бог поможет».

А есть храмы, особенно деревенские, которые вообще непонятно, как выживают. Там иногда кушать нечего, на зарплату сотрудникам не наскребают даже. Прихожане — одни пенсионеры. Священники друг у друга занимают тысячу рублей — лишней копейки нет. В такой ситуации вольно или невольно на свечи и требы приходится устанавливать определенный размер пожертвований, которые пойдут на ремонт и текущие нужды храма, отчисления в епархию, зарплату сотрудникам и т.д. 

В наше время, к сожалению, много невоцерковленных людей, и у них даже до головы не доходит, что храмы надо ремонтировать, реставрировать, обеспечивать теплом, что священнику с семьей (если это храм) и братии (если это монастырь) надо питаться, одеваться и так далее. 

И если каким-то образом не обозначить желательное пожертвование, то есть что плата за такую-то требу составляет такую-то сумму, можно вообще никогда помощь от людей не получить. Они вообще не будут об этом задумываться. А государство, как многие думают, нам не помогает.

Батюшка этот во многом прав, он миссионерствует и радеет о добром, но… Те люди, которые ставят подобные вопросы, часто не имеют реального соприкосновения с проблемами жизни храма, не имеют реального опыта управления современными христианскими общинами. Практический опыт современности также не сообразуется с опытом древней Церкви. И нынешние христиане — не те, что жили во времена апостольские.

И если люди уходят из наших храмов в незаконную церковь, потому, что там «дешевле», стоит спросить — а были ли они «нашими» людьми, думали они о своем Спасении?..

Если говорить об инославных, они платят настоящую десятину, это их обязанность. Платит ли кто-либо из православных десятину? Единицы. 

Во всех в православных храмах России, в самых известных монастырях, отличающихся благочестием настоятеля и братии, требы принимаются за пожертвования. Думаю, что если будет что-то смущает нас в пожертвованиях, то это их величина. Если где-то что-то дорого, это смущает. Но известно, что везде и всегда требы могут быть совершены безвозмездно, если у человека нет денег. 

У нас в монастыре Крещение бесплатное. Все требы, если попросят, бесплатны. Если возникают проблемы финансового характера, пишите нам. Помолимся за Ваших родственников без всяких плат.

(316)