Ненависть сжигает душу

Ненависть сжигает душу

В Троицкий монастырь написала женщина, назовем ее Ириной (имя изменено), которая рассказала о страшном чувстве ненависти к своему бывшему мужу и желании отомстить ему за причиненные обиды. Женщина отмечает, что отношение к супругу проецируется даже на собственных детей, и от этого ей становится страшно. Она осознает, что за много лет в душе не осталось места для прощения и что самой ей не справиться.

Чем можно помочь людям, находящимся в подобной ситуации? Что им предпринять, чтобы вырваться из плена своих помыслов и начать новую, свободную от подобных душевных терзаний жизнь? На эти вопросы отвечает наместник Троицкого Селенгинского мужского монастыря игумен Алексий (Ермолаев):

— Для начала нужно понимать, что источником Вашего состояния, источником этих мыслей являетесь не Вы сами – не Ваш ум и не Ваше сознание. Источником того, что с Вами происходит, является демон, злой дух, приставленный к Вам сатаной, отпавшим когда-то от Бога архистратигом, желающим погибели всякой душе человеческой. Злой дух непрестанно пребывает при Вас, когда Вы бодрствуете и когда Вы спите, и борется с Вашей совестью — голосом Божиим в душе человека.

Он непрестанно как бы транслирует в Ваше сознание ненависть к Вашему бывшему супругу и детям. Он рисует их в Вашем уме, напоминая о самом трудном, сложном, неприятном в Ваших отношениях с этими людьми. Одновременно он внушает Вам мысли о том, что бы им сказать и что бы им сделать, чтобы отомстить. Злой дух желает Вам наибольшего осквернения злобой, чтобы душа приняла наибольшее зло, чтобы она от мыслей приступила к делу отмщения словами или даже делами. В случае, если он добьется, что Вы так поступите (то есть начнете как-то мстить, и этим вызовете в людях ответную злобу), он достигнет того, что и этих людей введет в грех.

А самое большое, что дух злобы ожидает от Вас – это добиться максимального безумия в Вашей душе и от злобы и ненависти привести ее постепенно к ропоту на Самого Бога за то, что Он допустил такое с Вами. Это может привести к кощунственному восстанию против Милосердного Творца и, в конечном итоге, стать причиной отхода от Вас божественной помощи, благодати. При этом мрак как бы поглотит Вас, и Вы сможете даже убить саму себя. То есть последствия Вашего душевного состояния, в большей или меньшей степени, могут быть таковыми.

С чего началось у Вас это вражье действие? Может быть, Вы где-то растщеславились (какая Вы добрая, хорошая, справедливая), либо осудили, либо разгневались, либо впали в уныние, или в чем-то другом согрешили. А когда мы согрешаем, от нас отходит в какой-то степени божественная благодать, отходит смирение. А злой, гордый дух тут как тут – начинает Вас прощупывать: на какой бы греховной мысли Вас «поймать». И стал бить, наверное, в самое больное место: в Вашу обиду на супруга и детей. Если бы Вы сразу отринули от себя эти обидчивые помыслы, внушенные Вам злым духом, то и не было бы всего процесса мучения Вашей души от беса, а, так как приняли, и утвердился злой дух в мыслях Ваших, добился состояния уныния, осуждения и ропота, то и мучаетесь Вы так сильно. Нужно было смириться сразу,  и злой дух бы от Вас отошел. Как поучал преподобноисповедник Никон Оптинский, «не смиримся в малом – будем смиряться в большом». Не смирились сразу, что по грехам своим получили эту скорбь через людей, то и мучаетесь до сегодняшнего дня.

Во всех скорбях свт. Игнатий (Брянчанинов) советовал повторять слова благоразумного разбойника: «Достойное по делам моим приемлю, помяни мя, Господи, во Царствии Твоем».

Во всех скорбях святые советуют как бы отодвинуть человеков в сторону и принять скорбь как от руки Божией, ибо люди – это лишь орудия в руках Творца. Будем обвинять во всех наших бедах, по возможности, только самих себя, и не ошибемся, и будет у нас в душе смирение и мир, и покой, и любовь к ближнему. И не будет лишних скорбей.

А вообще чаще произносите молитву Иисусову: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешную». И многие искушения Вас не коснутся, Вы будете ощущать помощь Божию, и все в Вашей жизни будет гораздо лучше.

Взмолимся Господу, защитимся своей молитвой, а более – смиримся, что по грехам нашим через людей произошли с нами такие вещи. И если мы это сделаем – исчезнет искушение, придет покаяние и неизреченный покой в души наши. И возблагодарим Господа за то, что помог избавиться от этого искушения, и восхвалим нашего Творца за Его помощь из любви к нам, и воспоем Его – Того, Кто есть Любовь.

(260)