Осквернение. Святыня. Послушание

Осквернение. Святыня. Послушание

Михаил прислал письмо: «Прочитал вопрос и ответ об осквернении и, если я правильно понял, то после секса или рукоблудия прикасаться к святыням нельзя, но есть молитва после осквернения, и после нее только можно прикасаться к святыням. Кстати для женщин такой молитвы нет. Легко можно принять это как лицемерие.

Я хочу ходить в храм каждый день и бесов хочу гонять каждый день! А не по определенным дням, значит, нужно убрать все плотские и неплотские грехи и заниматься воздержанием полностью. В миру делать это сложно: бесы посылают злые помыслы, работа вносит раздраженность, которую приносишь домой, и это отражается на семье, в храме тебе тоже говорят: стой здесь, иди туда, целуй тут, это руками не трогать. Нам храм — Дом Божий — нужно посещать только очищенными полностью, дабы не лицемерить. В понедельник согрешил вечером, помолился, наутро опять согрешил — это больно произносить.

В храмах и так мало людей, вера наша в народе на очень низком уровне, и когда в храме утреня два раза в неделю — это печально. Дело священнослужителей — пояснять, рассказывать, вразумлять народ, а не ограждаться от него тем, что «я избранный, глава церкви, служу, а вы паства, выполняйте и слушайте и не перечьте, а особенно нам, непросвещенным людям, не понять, что вера такая чистая добрая и искренняя может быть такой высокомерной и злой в наших храмах. Это же не шутка: читается Евангелие, поются Псалтыри, после этого нам нужно целовать друг друга и называть друг друга братьями и сестрами. Это первое, чему нас учит Бог: люди, возлюбите друг друга! Я пришел покаяться, помолится Богу, понять, осознать. Я пришел с чистым и открытым сердцем впитывать чистоту и любовь Господа.

Вопрос следующий: после причастия я целовал Библию и взял в руку крест и хотел поцеловать. Священнослужитель резко пресек это подзатыльником и сказал, что я осквернил крест своим прикосновением, что нужно только целовать, а брать крест имеет право в руки только священник. Я очень расстроен подобной реакцией священника и тем, что осквернил крест в храме и ему придется очищать его от скверны. Спасибо, что прочитали мое письмо. Люди, простите меня. C искренним теплом к вам Михаил». (Орфография и пунктуация автора изменены)

На вопросы наших читателей отвечает игумен Алексий (Ермолаев).

— Михаил! Есть в Церкви такие святыни, которые могут брать в руки и к которым прикасаться могут только священнослужители: это Престол в центре алтаря и Жертвенник, который стоит в углу алтаря. Прикосновение к ним не священниками и не диаконами,​ неосвященными руками,​ то есть не имея Божьего благословения на это, всегда было запрещено.​ То есть ​ миряне​ не имеют права их касаться —​ это грех.​ Это установления​ ветхозаветной и новозаветной Церкви. Это все Бог Сам через Своих пророков и апостолов донес нам, как мы должны относиться к тем или иным священным предметам.​ Есть на престоле и жертвеннике святыни, к которым нельзя прикасаться мирянам: Святая Чаша, дискос, Дарохранительница и некоторые другие предметы.​ К Напрестольному Евангелию и кресту, как нам объяснил еще​ Владыка Савватий, мирянам прикасаться тоже нельзя. Это недопустимая вещь.​ Это Бог определил, а не люди выдумали.​
В Священном Писании говорится: «Надав и Авиуд, сыны Аароновы, взяли каждый свою кадильницу, и положили в них огня, и вложили в него курений, и принесли пред Господа огонь чуждый, которого Он не велел им,​ и вышел огонь от Господа и сжег их, и умерли они пред лицем Господним. (Лев. 10:1-2)
«По блаж. Феодориту (вопр. 9 на Лев.), «поелику Надав и Авиуд, дети Аароновы, внесли огонь рукотворенный, то попалил их огонь божественный» (Лев. 9:24). Во всяком случае проступок их выражал неуважение их к святыне, мог поселить такое же и в народе, а потому он и примерно наказывается – в ограждение святыни святилища и к возвышению достоинства самого священства (Лев.10:3, ср.​ Лев.19.22)», —​ объясняет профессор Александр​ Лопухин
«Сыновья Аароновы, возложившие на алтарь огонь чуждый, которого возлагать не повелел Господь, тотчас были сожжены пред лицом карающего Бога. Им-то подражают и последуют те, кто, презрев божественные заповеди, увлекаются чуждым учением и вводят свои собственные уставы», —​ пишет сщмч. Киприан Карфагенский.

Насчет осквернения —​ это другое: пока человек в осквернении, он не должен в храм заходить и​ прикасаться руками к святыням, собой осквернять святыни не надо. Прочитали правило от осквернения —​ тогда​ вы очищены. У одного из​ оптинских старцев есть такое наставление монахиням (духовным чадам) : если ты увидела блудный сон, ты тоже должна читать правило от осквернения. Мы, конечно, не должны грешить блудным осквернением, которое производится в сонном состоянии, тем​ более рукоблудием. Но часто бывает:​ за осуждение, за уныние, за какое-то другое, недостойное христианина,​ отношение​ к миру, к​ людям ему​ попускается осквернение. Иногда злые духи делают так, чтобы не допустить​ человека ко причастию. Иногда это бывает по слабости телесной или​ по болезни.​
Иногда бывает, что священнослужитель, готовящийся к причастию, задремал и​ осквернился во сне — тогда он не имеет права приступать к богослужению, пока не​ прочитает​ правило. То есть священники также не имеют права приступать к богослужению, не прочитав этого правила, потому что для них это будет тяжкий грех.
Если вам батюшка запретил прикасаться ко кресту, не надо его трогать. Есть такие​ правила и в гражданском обществе. Например, прокурор уполномочен представлять обвинение,​ судья -​ принимать решения и т.д. Если обычный человек начнет вершить суд —​ это называется самочинием, кроме того, он проявит себя как не совсем психически здоровый человек. Поэтому есть порядок —​ и его надо поддерживать, это нормальная система отношений в обществе: есть начальник —​ и есть подчиненный, есть учитель —​ и есть ученик, есть старший —​ и есть младший. Не надо искушаться и искушать других.​ Еси бы Вы были священнослужителем —​ у Вас было бы право трогать этот крест. Если нет,​ то не надо себе это право давать самому. Это не батюшки так выдумали, это Бог так установил. Когда мы начинаем идти против правил —​ мы идем против Бога, хотя и называем себя православными христианами. Коли нам дано это Богом, мы должны это соблюдать.​ С Богом.

(911)