Требы. Таинства. Пожертвования

Требы. Таинства. Пожертвования

Жительница Ханты-Мансийска пишет: «Я сaмa мусульмaнкa и меня oчень вoзмущaет тo, чтo у русских в церквях все плaтнo: крещение, венчaние, пoхoрoны… A цены меня вooбще шoкирoвaли: крещие — 1000, венчaние — 3000!!! Этo чтo этo тaкoе, a если нет денег, тo хoдить не «пoд Бoгoм»??? Лaднo венчaние, ну с детей-тo зaчем деньги брaть! У нaс сoвсем все не тaк! Все кaк-тo невиннo чтo ли, безвoзмезднo, a, глaвнoе, — БЕСПЛАТНО! Ни в кoем случaе никoгo ни к чему не призывaю и не пытaюсь привязaть другую веру. Прoстo мoе мнение». (Анoнимнo)

Комментирует игумен Алексий (Ермолаев), наместник Троицкого Селенгинского монастыря в республике Бурятия:

— Конечно, тысяча рублей – это большая цена за крещение. Мы в монастыре крестим бесплатно. Небольшое пожертвование потребуется за крестик и свечу, а также свидетельство, которые мы покупаем на заводе-изготовителе. Крестильная рубашка желательна, но не обязательна для крещения.
Цена за венчание, наверное, не такая большая, так как все расходы на свадьбу на несколько порядков выше этой суммы, а венчание – самое главное, что есть в свадебном обряде. Почему храмам приходится устанавливать величину пожертвования за требы и совершение таинств? Потому что жертвуют на храмы обычно совсем мало, а некоторые вообще не жертвуют, в отличие от тех же мусульман, которые жертвуют на мечети, и, что характерно для нашего региона, — для буддистов.
Храмам необходимо на какие-то средства существовать, функционировать (их надо отапливать, убирать, освещать, ремонтировать, охранять). Работники храмов должны получать какую-то, хотя бы минимальную, зарплату – они тоже люди и должны на что-то жить. Поэтому вопрос «почему существуют пожертвования» — бессмысленный. Может быть, государство помогает мечетям деньгами, но православные храмы оно не обеспечивает. Живем и выживаем, как можем.
Возможно, мусульмане жертвуют не в виде пожертвований за требы, а просто жертвуют и, вероятно, немалые суммы — так же, как делают у нас буряты в своих дацанах. И не задают при этом вопросов, почему они должны это делать. С русским населением, к сожалению, ситуация обстоит не так. Потому что менталитет современного русского человека далек от Церкви: крещеных много, а воцерковленных мало. Большинство посещающих храм – это бабушки, которые и жертвуют, и рады бы пожертвовать больше, но денег у них очень мало. А остальные – люди, хоть и крещеные в Православной Церкви, но очень часто даже какое-то маленькое пожертвование сделать отказываются. Как же храму жить?
Кроме того, пожертвование на крещение и венчание, которые совершаются один раз в жизни – не такая большая величина, и она во много раз меньше десятины, которую исправно вносят в пользу своих общин все члены протестантских христианских деноминаций.

(190)