Крестный ход 11 сентября 2017

Предрассудки или благоговение?

Чем плохо — почтить память Предтечи воздержанием от яблок и арбузов? Почему это предрассудок? Это нормальное внимание к ассоциативным свойствам памяти. Сравни пословицу: «В доме повешенного не говорят о верёвке». «Ядый не ядущего да не осуждает»…

Почему на Благовещение «девка косу не плетет»? — Вспоминает простоту и безыскусственность Девы Марии. Неужели так страшно не съесть яблоко один день? Для меня — нет, это часть поста по Иоанну Крестителю. Не вижу здесь даже предмета для спора. Обзываться же «суеверами», не разобравшись — не осуждение ли?..

Человек средневековья (а это была эпоха торжества христианства в культуре) жил в постоянной отчётливости символических значений любых своих действий. Это превращало его жизнь в один литургический акт, что, как мне кажется, мы утрачиваем (Илья).

На вопросы наших читателей отвечает игумен Алексий (Ермолаев), наместник Свято-Троицкого Селенгинского мужского монастыря:

— Каждый день Церковь празднует память святых мучеников, которых распяли, сожгли заживо, казнили мечами, повешали и т.д. Если их так умертвили, значит нам из ассоциационной логике пословицы «в доме повешенного не говорят о веревке» нам почти ежедневно нельзя использовать гвозди, пользоваться огнем, ножами (похожи на мечи), нельзя использовать шнурки (они очень похожи на веревки) и т.д.

Особо, исходя из этой логики, недопустимо пользоваться какими-то предметами, напоминающими нам хоть отдаленно предметы, которые применялись врагами в Великий Пяток, день Распятия, Страданий и Смерти Господа нашего Иисуса Христа. Господь выше Своего Предтечи. И нужно было бы убрать из обихода в этот день одежду с красными оттенками (очень похожа на Багряницу, гвозди, шурупы, молотки — подобие орудий Распятия), нельзя применять розы для украшения Плащаницы (имеет шипы, как у терния, как у Тернового Венца), использовать веревки (у Господа ими были связаны руки) и так далее. По этой логике накануне Пасхи нам нельзя прибивать возле храма надпись «Христос Воскресе!». Что? Нельзя этого делать? Слава Богу, до этого мы еще не дошли.

Слова «народ сказал» ни в коей мере не являются аргументом. Один человек сказал, другие подхватили, кто во что горазд. Так и до родноверия не далеко… У святых Вы где-нибудь о таком читали? Такому святые где-нибудь учили?

Почитайте жития святых. Например, творения Димитрия Ростовского. Покажите хотя бы одного святого отца, канонизированного Православной Церковью, который бы говорил о том, что нельзя есть круглые овощи и фрукты в день Усекновения главы Предтечи, что нельзя купаться после Ильина дня, что нельзя передавать свечки левой рукой и т.д. Нет подобного ни у одного…

А все остальное похоже на суеверия и приметы, сектантство, магизм и иные, но далеко не православные религиозные культы, на уровне народных суеверий – «нельзя, потому что за это будет наказание».

… Все, что требуется для почитания святых, – расписано святыми отцами (как поститься, молиться и т.д.). Все святые отцы говорят о милосердии, о покаянии, о стяжании Духа Святого. И мы должны больше думать о том, КАК мы славим Господа, КАК мы почитаем Его, КАК исполняем Его ЗАПОВЕДИ в нашей жизни. О каком неядении круглых фруктов может вообще идти речь, когда мы ежечасно, ежеминутно грешим мыслями, чувствами, осуждаем, ропщем, людей обижаем, в предрассудках живем?

Так мы скоро подменим все добрые дела, если они есть, а также покаяние, кротость и любовь, которые мы должны стяжать, на внешние дела, которые к Православию вообще никакого отношения не имеют. Все это — просто человеческая выдумка, но если верить в эти выдумки, мы скатимся в сектантство и магизм.

Приснился сон с выпавшим с кровью зубом — значит, умрет кровный родственник. Поплюй через левое плечо (так как, говорят, на левом плече сидит «враг рода человеческого» — не будет ничего плохого. Ударилась птица в окно — к плохой вести (птицы, обычно голуби, использовались раньше для переноски писем, а тут прилетела птица и больно ударилась. По ассоциации – «боль», «удар птицы», «окно», — как стук вестника – человека, пришедшего сказать о беде). Наступи на ногу обязательно, если тебе кто-то наступил, «а то поругаемся»… Не есть круглые фрукты и овощи в день Усекновения главы Предтечи – суеверие этого же порядка.

Так давайте будем кушать стоя в этот день, потому что Ирод сидел со своими друзьями за столом. Давайте кушать руками – потому что любой столовый прибор напоминает орудия убийства Иоанна Предтечи.
Через «символику», в том смысле, о котором Вы говорите, люди приходят в суеверие – суетную, никому не нужную, вредную веру. Так и рождаются предрассудки, выдумки невоцерковленного сознания… Часто подобными измышлениями занимаются не знающие основ веры бабушки, приходящие в пожилом возрасте в Церковь… и начинаются внутрицерковные предрассудки, совершенно противоположные по своему Духу, который присутствует в нашей Церкви.

Это похоже на приметы: «черная кошка перебежала дорогу – к беде». Только Бога в этой символике нет. Богом все кошки сотворены: и черные, и белые. Пусть живут…

А вот устраивать светские мероприятия с вином в день памяти Пророка и Предтечи, думается, точно не надо. И святой пост нарушать в этот день не надо. Хорошо подготовиться и исповедаться в это день, причаститься, со Христом соединиться хорошо. А превращать день Усекновения Главы Святого Предтечи в день исполнения околоцерковных предрассудков — сугубый грех, в котором надо будет каяться.

… Вспомним фарисеев, которые сначала обставили себя предрассудками, потом начали выдумывать, как их обходить, а потом дошли до того, что Христа распяли. Вспомним, сколько у них было правил, как субботу проводить. Если ты хоть одно нарушил – то уже грешишь. Ходить нельзя – плавать можно, они привязывают корыто к телеге – и будто плывут. Надеюсь, мы до этого не дойдем.

Все, вступившие на этот путь ложного благочестия, на самом деле вступают на путь прелести и, в конце концов, отходят от Церкви. Они никого не слушают, они считают, что во всем правы. Поэтому давайте будем прислушиваться к словам Евангелия и святых отцов, а не к человеческим измышлениям. Голову Иоанна Предтечи с арбузом сравнивать не будем. Это кощунство… Пить, гулять в этот праздник – день Усекновения Главы Иоанна Предтечи, — не надо. Это точно.

(44)