О праздновании Пасхи

О праздновании Пасхи

Нам поступил вопрос от Василия (со ссылкой на материал некоего псевдоправославного сайта) о правомерности празднования Пасхи 23 апреля. В этой статье утверждается, что так как в этом году православная Пасха совпадает с католической и с празднованием Песаха у иудеев, православную Пасху — «с точки зрения благочестия, ревности о вере и пасхального целомудрия» следует перенести на 23 апреля. Действительно, и в социальных сетях ведут деятельность группы, публикующие подобного рода материалы, что вызывает недоумение и тревогу в умах и душах некоторых верующих. За разъяснениями мы обратились к наместнику Свято-Троицкого Селенгинского мужского монастыря игумену Алексию (Ермолаеву).

— Отец Алексий, чем можно объяснить появление подобного рода информации и как к ней следует относиться?

— Некий человек, который, думается, отыскивает в служении современной Православной Церкви ошибочное и негативное, еретическое и даже экуменическое, решил разобрать вопрос о Пасхалии. Перебрал все постановления Вселенских Соборов, отыскал выдержки из святых Отцов о Пасхалии и пришел к выводу, что Пасха в этом году праздновалась неверно, и что праздновать ее надо на неделю позже. И некоторые, к счастью, немногие, заинтересовались его выводами по этому вопросу.

К сожалению, как у автора этой критической статьи, так и у всех поддерживающих его в этом вопросе, мы видим состояние отсутствия мира в душе, а присутствие какого-то эмоционального возбуждения с элементами озлобленности и осуждения. Их слова не отражают христианской любви, которая должна быть у каждого, кто ищет Истину. Я говорю не о ложной экуменической любви, которая на самом деле свойственна тем, кто встают на путь этой сверхъереси, а о том состоянии духа, в котором Господь, когда Его распинали, молился Богу Отцу: «Отче! Прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23:34). Говорил Он это с любовью и со всепрощением.

Так как участники этого форума считают, что священнослужители служат Пасху не вовремя, то у них должно было бы быть некое состояние души, которое подвигало бы их с любовью указать на ошибку, которую (как им должно казаться) служители Церкви по невнимательности допускают при праздновании Пасхи не в тот день. Но в их словах видно лишь ожесточение в отношении служителей Церкви. Святитель же Игнатий (Брянчанинов) поучает нас о том, что если в наших мыслях, словах и делах отсутствует любовь к людям, и даже врагам, то хотя внешне, как нам кажется, мы правы, но находимся мы под действием злого духа. Такое чувство, что участники форума, поддерживающие автора статьи, рады, что священнослужители, служившие Пасху 16 апреля, будут преданы анафеме и проклятию Божию. Ни у одного святого мы не видим такого отношения к самому грешному человеку. А ведь именно у святых мы должны учиться, как относиться к людям, которые, как нам думается, совершают ошибки и грехи.

Так вот — Пасху праздновали в этот день все Православные Церкви мира – и Болгарская, которая строже всего относится к разным экуменическим подвижкам, и Грузинская, в авторитете Патриарха которой – Илии Второго — никто не сомневается, а также другие Церкви, которые встали в оппозицию и не поехали на так называемый «Всеправославный собор», увидев в нем некий рассадник экуменизма.

Отмечали единодушно этот день – Пасху – и наши архиереи, священники, монахи, и все верные чада Русской Православной Церкви. Среди них множество искренне верующих, боящихся Бога, крайне отрицательно относящихся к экуменизму и, тем более, к иудаизму.

Я лично не слышал ни от одного священнослужителя разных рангов ни одного слова о том, что Пасха празднуется не в тот день. А это верные Церкви и Богу люди, которые хотят спасти как свои души, так и души своих пасомых. Среди них немало тех, которые получили хорошее очное богословское образование в различных семинариях и академиях РПЦ. Мне лично известны те из них, которые любую форму и степень экуменизма отвергают совершенно, но они, не сомневаясь, служили Пасху в этом году вместе со всей Церковью.

Сколько же богословски образованных православных людей во всем мире, и все они праздновали Пасху 16 апреля. Неужели они неразумнее, неподготовленнее автора данной статьи? Неужели они менее верующие, чем этот автор? Неужели все они богоотступники, а он – богочтец, как и все те неразумные, которые подвизаются вместе с ним в критиканстве служителей Церкви по данному вопросу? А ведь автор статьи и все иже с ним, как видно, не имеют никакого, хоть сколько-нибудь значимого, богословского образования. Это то же самое, как если бы колхозник с семилетним образованием начал учить академика, как ему делать фундаментальные открытия в области ядерных процессов. Или с трудом умеющий играть на балалайке начал бы критиковать Баха или Шопена в том, что они неправильно строят музыкальные ряды в своих великих произведениях.

Сам день ветхозаветной Пасхи и ее попразднство исторически имеют разную степень религиозного значения. Хотя и называется вся неделя временем празднования этой Пасхи у евреев, но по-настоящему значимым является лишь первый день ее празднования. Не раньше этого дня и не в день с ней, а (если так выходит при расчете православной Пасхалии) уже на следующий день после еврейской Пасхи может праздноваться Пасха Православная. Совпадение же празднования православной Пасхи с Пасхой католической так же возможно, несмотря на различие календарей, которые используются при расчете двух этих разных Пасхалий. Хоть и используются два разных календаря, но иногда (хоть и крайне редко) время празднования Пасхи – Православной и католической – совпадают.

Для этих людей должно стать вразумлением схождение благодатного огня накануне празднования Православной Пасхи. Ведь неужели Бог, который «есть путь, и Истина, и жизнь» (Ин. 14:6), вдруг стал настолько человекоугодлив, что «закрывает глаза» на ошибки или даже отступничество Своих священнослужителей, на их отход от святых Соборов и их богодухновенных решений? Неужели Он в угоду отступившим от Него и чистоты Православия грешникам дал бы схождения благодатного огня 15 апреля, в Великую субботу? Видимо, автор статьи и все, кто с ним, и Бога хотят обвинить в экуменизме…

Для вразумления всех Творец миров не дал бы схождение благодатного огня 15 апреля, а сотворил бы это великое чудо 22 апреля, чтобы посрамить отступников веры и указать невнимательным и ошибающимся на их ошибку в расчете Пасхалии. Ибо Он, в отличие от автора статьи и его единомышленников, милостив и человеколюбив и не хочет смерти грешников, но хочет, чтобы они обратились к Правде Божией и спаслись.

Из поучений святых отцов и личного пастырского опыта я предполагаю, что у автора данной статьи и поддерживающих его не может быть внимательной молитвы и искреннего покаяния. Князь тьмы захватил ум и сердца этих людей и оторвал от пастырей Церкви, которых Сам Господь поставил пасти Свое стадо. Из овец Христовых (если они когда-то и были ими) он превращает этих людей в неких бодливых существ, которые себя везде считают правыми, а пастырей Церкви (подавляющее большинство которых – истинные служители Своего Небесного Владыки) обвиняют во всех ересях и отступлении от Бога. Ищут в их действиях подвоха и предательства Церкви и Господа нашего Иисуса Христа, что-то копают, роют, находятся в постоянном ропоте и озлоблении.

Если они не одумаются, не покаются, то, как заблудшие в сторону леса овцы, станут добычей злых духовных волков – бесов, и их место на Страшном Суде может оказаться уже не среди овец Христовых, а среди козлищ.

Всех, кто случайно зашел на этот или другие подобные сайты, из которых изливаются злоба и осуждение священноначалия и порядков Церкви, от души прошу: не заходите туда, эта духовная канализация может отравить и убить ваши души. Душа у каждого из нас одна. За наши души был распят, пострадал и умер Спаситель мира. Слишком дорогой ценой мы искуплены. Давайте лучше внимать себе, каяться в грехах, поститься, молиться, причащаться, спасаться. Не будем внимать заблудившимся и озлобившимся людям, а станем чаще благодарить Бога за то, что мы с вами имеем такую Мать-Церковь, которая нас берет за руку и ведет к Небесному Богу Отцу. Внутри Церкви всегда были, есть и будут какие-то определенные сложности и негативные моменты, потому что внутри нее пребывают грешные люди, которых Господь призвал, исцеляет их душевные раны и спасает. Но мы давайте будем поменьше смотреть на имеющиеся недостатки в Церкви, а радоваться тому, что мы, грешные и недостойные, призваны Господом в Его святую Церковь, и Господь хочет через нее привести нас в Вечную жизнь.

 

(34)