Молитвенное правило

Молитвенное правило

Старец Иоанн (Крестьянкин) писал: «Не связывай себя никакими определенными молитвенными правилами, это породит только расстройство и уныние. Живи свободно и легко памятью Божией, и в этом будет тебе защита, и помощь, и вся жизнь: «Господи, помилуй! Господи, благослови! Господи, прости! Господи! Слава тебе!» Вот сколько много тебе молитв сразу и на все случаи жизни»».

Татьяна задает вопрос: «Значит ли это,что необязательно вычитывать утренние и вечерние молитвы, но всегда думать о Боге? Как понимать это высказывание?»

На вопрос нашей читательницы отвечает игумен Алексий (Ермолаев), наместник Свято-Троицкого Селенгинского мужского монастыря:

— Вот текст письма, из которого была «вырвана» цитата, вызвавшая у Вас вопрос об обязательности молитвенного правила: «Заметь, не случайно попала тебе в руки книга о Иисусовой молитве именно сейчас, когда привычное отходит пред новыми обстоятельствами жизни в прошлое, и в тебе должны пробудиться качества и силы, до сих пор бывшие под спудом. Кажется, что все, чем жила раньше, отсекается. И все разнообразие и многообразие интересов должно уступить место смиренной роли матери с кажущимся ограниченным кругом интересов и дел. Но вот это-то и будет, и есть проявление истинного, глубинного, Богом данного богатства женщины – не восхищенного самовольно и потому чаще уродливого проявления ее активности и значимости, но истинного, Богом благословенного назначения – родительницы и воспитательницы христианской семьи. Сколько надо мудрости, сколько такта и чуткости, от скольких привычных проявлений себя придется отказаться во имя новых задач. Благослови, Господи! Очень все это трудно, да еще в нынешнее время, когда, говоря твоим языком, «мы и так живем ниже всякого допустимого уровня, ниже, чем во всякие другие времена». И это со счета не спишешь, и придется прощать и смиряться, смиряться и прощать – и другим, и себе. Не связывай себя никакими определенными молитвенными правилами, это породит только расстройство и уныние. Живи свободно и легко памятью Божией, и в этом будет тебе защита, и помощь, и вся жизнь: «Господи, помилуй! Господи, благослови! Господи, прости! Господи! Слава тебе!» Вот сколько много тебе молитв сразу и на все случаи жизни»». (См.: http://www.pravmir.ru/neizdannye-pisma-arximandrita-ioanna-krestyankina-1/)

Старец прислал поздравление своей духовной дочери, которая стала матерью….

Большинство отцов Церкви говорит о том, что необходимо иметь постоянное молитвенное правило. Особенно это утверждает свт. Игнатий (Брянчанинов) – один из духовных писателей-наставников XIX века. Молитвенные правила – утреннее и вечернее – помогают нам, слабым, вознести к Богу наши молитвы – прошения и благодарения. Очень часто мы не находим в себе сил в достаточной степени помолиться в начале и в конце нашего дня. Необходимость же соблюдения правила помогает нам встать пред лицем Божиим и вознести к нему свои молитвы. Другое дело, если утренние и вечерние молитвы от постоянного повторения как бы «затираются», и мы не произносим их с должным вниманием, благоговением, интересом, то можно часть этих правил на какое-то время заменять другими, близкими для нашей души, молитвами, взятыми из избранных молитв подвижников благочестия ХХ века, например. Это очень близкие для души, короткие, но содержательные молитвословия. Можно заменить привычные молитвы на молитвы святых, живших в разные исторические периоды. Одним словом, главное, чтобы наша душа ощущала их как самое необходимое в это время для нас.

Думать о Боге в любое время хорошо, но выполнять свое молитвенное правило все-таки необходимо.

(1645)