Бездарность

Бездарность

Очень хотелось бы чуть больше узнать о причинах бездарности человека с духовной точки зрения. Имею ввиду «бездарность» как отсутствие таланта, одаренности или каких-то способностей: говорят о человеке, что он бездарен, то есть неспособный, неумелый, даже бесталанный, тупой…. Интересна эта тема с духовной точки зрения. Если Батюшка согласится поразмышлять на эту тему, то будет здорово! Спасибо! (Лидия)

На вопрос нашей читательницы отвечает игумен Алексий (Ермолаев), наместник Свято-Троицкого Селенгинского мужского монастыря:

Кажется, Конфуций или кто-то другой из восточных мудрецов сказал: «Я видел много людей, не имеющих особых талантов, но не видел людей, не имеющих способностей к творению добрых дел». Человек может не иметь музыкальных или литературных способностей, каких-то физических дарований, талантов к ремеслам, а может и просто не знать о каких-то своих способностях и потому не может реализовать их в жизни.

Но Господь дает всем и всё для спасения души. Каждый из нас в результате молитв, труда и понуждения себя может обрести смирение, кротость, терпение и даже саму любовь. Есть, конечно, люди менее способные к духовной жизни – перенесению поста, особого воздержания, молитвенным подвигам, есть и более способные. 

Что же касается земной жизни, мы можем говорить, что всякий человек при помощи Божией способен творить добрые дела — даже при так называемой бездарности или малых талантах для служения обществу, людям. Когда мы становимся верующими людьми, когда в нас присутствует деятельная вера и человек старается хоть что-то сделать, перед нами открывается безбрежный океан возможностей творить с помощью Божией множество богоугодных дел.

Но спасают для жизни вечной нас только дела, сотворенные ради Бога и прощения грехов. Вспомним, например, как служил Богу своим творчеством великий писатель Достоевский. Его произведения  вскрывали грязь человеческой души, будили совесть, этот голос Божий в душе человека, и призывали его к покаянию.

Духовной же бездарности, как таковой у православного человека вообще быть не может. Ибо при крещении и таинстве миропомазания нам подаются дары Святого Духа и мы обретаем великие Божии дары.

(90)